Форум » словом о музыке » О нашей рок-музыке и фолк-роке в частности » Ответить

О нашей рок-музыке и фолк-роке в частности

Keiser: Тяжелый разговор предстоит, чую, ну да ладно. Я хочу поговорить о том, в каком состоянии находится русская провинциальная, да и не только, рок-культура в целом и фолк-рок (во всех проявлениях), в частности. Для того, чтобы кратко показать то, каким образом мне представляется это состояние, кратко процитирую из Паланика: «Копия с какой-то копии, с какой-то очень далекой копии», в том смысле, что практически у нас нет оригинального исполнителя. Одни копируют одну яркую индивидуальность, начиная от поэтики и заканчивая интонацией голоса (в частности, Летова), другие косят под Пятницу (как минимум, 3 группы товарищей знаю только в нашем городе!), третьи…на самом деле список этих «копий» можно бесконечно продолжать. Мне непонятно, почему у нас доброй традицией считается воровать свою индивидуальность у кого-то другого, не замечая при этом, что фактически «лик» «личиной» подменяется? Некоторые поступают умнее: они смешивают манеры, подчеркиваю, не стили, а именно манеры, потому что стиль - понятие очень широкое, и в рамках одного стиля может творить бесконечное количество ярких индивидуальностей со своей манерой исполнения. Так вот, они берут несколько разнообразных «манер» и, подобно доктору Франкенштейну, лепят из кусков целое и якобы «свое», но вот проблема: живого (в самом широком смысле этого слова) музыкального произведения не получается, получается набор штампов. Да, безусловно, любой начинающий музыкант будет (и даже должен) брать пример со своего «кумира» - исполнителя более опытного, более талантливого, это нормальная практика…до определенного момента. Проблема в том, что одни музыканты продолжают всю жизнь «косить» под «Другого», другие же (их, к сожалению, у нас практически нет), достигнув определенного уровня мастерства, начинают поиск своей собственной манеры. Понятно, что Олдимиолой или Хендриксом не каждый станет, да и никто не ставит такой задачи перед музыкантами, но ведь можно хотя бы отказаться от штампов, от запиленных до дыр рифов, от набивших оскомину псевдоинтеллектуальных загадочных стихов, в которых за загадочностью очень часто кроется банальная бесталантщина или лень. Приведу простой пример. Одно время я интересовался фолк - роком, называть команды я не стану (они к Невинке не имеют никакого отношения), так вот, что меня всегда удивляло в нашем фолке - это то, что большинство команд данного музыкального направления используют мелодику английских средневековых баллад. И вот играет где-нибудь в Ярославле или в Ставрополе такой вот аглицкий бард, рязанский лорд, и такое ощущение возникает, будто у нас добрая половина музыкантов родом с туманного Альбиона, и теперь они в тоске по родине поют свои баллады. Это при том, что у нас есть потрясающая народная песенная традиция, которую стоит немного обработать, и получится оригинальная музыка, где традиция тесно переплетётся с современностью…но ведь для этого нужно работать, искать, «лопатить» материал. Конечно, гораздо проще послушать, как это делают у «них», и «слямзить» парочку удачных ходов, упомянуть Велеса с Перуном, и всё, пожалуйста, «шедевр» готов. Куда сложнее продумать интересную аранжировку русских народных песен. Я сейчас говорю не о пошлом «Золотом кольце» и прочей трактирщине, а о первоисточнике, который в конъюнктурных целях или просто от скудоумия и халтуры извращают в такое (см. Н.Кадышева – ужас и трепет!), что волосы дыбом становятся. Говорю о пока еще живом фольклоре, который так стремительно умирает в условиях глобальной аккультурации. Мы теряем свою музыкальную традицию, мы теряем свою культурную самость, свою идентичность, в том числе и в рок - среде, где, казалось бы, самая благодатная почва для музыкальных экспериментов: не давит заказ, рынок, играй, что душе угодно. А получается, что душе угодно играть этакого Франкенштейна, описанного выше. Я смотрю на современные русские рок- команды, особенно тяжелые: выглядят, как американцы, часто поют по-английски, и где здесь русский рок? - спрашиваю я Вас (впрочем, это не значит, что всем рокерам сразу нужно надевать косоворотки и брать в руки балалайки). Кто-то скажет, что Рок как музыкальное направление появился на Западе (и будет абсолютно прав), поэтому вполне логично, что в нем практически отсутствуют русские (на самом деле, этноним не важен, если угодно, узбекские, татарские адыгские, удмуртские и т.д.) этнические мотивы. Но, простите, классическая симфоническая или оперная музыка тоже ведь не в Рязани появилась, однако мы прекрасно знаем многих известных во всем мире классических композиторов, которые в сложнейшее оркестровое или хоровое произведение смогли вплести наши традиционные напевы, под которые столетия наши предки жили, любили, умирали… Почему сейчас, как в свое время Глинка и Мусоргский, наши музыканты не обращаются к собственным первоисточникам? Пожалуйста, мы живем в казачьем крае, тот еще огромный пласт культуры, и что хоть одна Невинская группа её использует в своих творческих экспериментах? Да все смеяться будут, если кто-то предложит использовать казачьи напевы в рок-музыке, главным образом, оттого, что современная казачья музыка (или вернее, то, что сейчас принято называть казачьей музыкой) - это…смесь казачьего антуража и совдеповской эстрадщины в самом отвратительном виде. Но ведь есть и аутентичные исполнители, которые сумели собрать и сохранить то, что осталось от самобытной этнической культуры, которая в течение вот уже 300 лет подвергается мощнейшему давлению Модернизации (я сейчас не даю никакой этической оценки той политики по трансформации нашей культуры, что начал Петр Первый). P.S. Да, это я все пишу для амбиционных музыкантов. Если музыкой занимаетесь только на уровне гаража и сельского клуба, можете не читать это послание, я обращаюсь к тем, для кого музыка стала единственным смыслом жизни.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

DenisK@: могу тебе сказать, что никто тебе не даст ответа...

Keiser: Я на самом деле догадывлся об этом, когда писал...но что называется накипело...

EmiLion: В чём то прав, но сейчас главенствуют бабос и пеар. Людям музыка нужна для расслабона, чем проще тем легче, а если добавить туда то что ты написал, никто не будет вслушиваться и думать, откуда такие "бредовые идеи" у этих групп.


Keiser: О том и речь...что русский рок который зарождался как принципиально нонконформистское, некомерческое течение в музыке, сегодня такой же сигмент рынка как Билан, только Билан в комерческом плане на несколько порядков сильнее наших доморощенных рокеров, так что они всегда будут аутсайдерами в этой сфере. А вот в плане эксперементов у рокеров просто нехоженные поля, о чем, я опять таки писал выше(необязательно с этнической музыкой, фолк я просто привел в качестве примера). На мой взгляд, раз уж ты не можешь "продаваться" и пиариться как Билан, то хотябы занимайся тем, что душе угодно...пробуй, эксперементируй а не увлекайся плагиатом и копрированием с "копии, копии какой-то очень далекой копии..."

ДомУправ: Отличный пост! За содержание я бы дал почетное место за этот год да и пожалуй за все предыдущие. Конечно, утяжеляет его чтение большое количество штампованных (уж простите) фраз и словесов... Спрашиваю у автора разрешения разместить сии измышления на Пригороде? В части разговоры с... самим собой. Писалось, чувствуется не спонтанно, а "статеечно". А теперь приведу свои мысли по поводу копий. Не так сбивчиво и аккуратно, но мне простительно, я же ведь просто комментарий пишу =) Наш русский рок начался с копирования.. да тех самых западных исполнителей. Иного не было – это и копировали. Потом отошли... появились проблемы, появилось СЛОВО. Каким это было слово не стоит рассказывать. Поэтами никто из, до сих пор играющих рокеров того времени, никто, на публике, по крайней мере, себя не считает. Да и слова песен трудно читаются как стихи, а в купе с фоновыми звуками песни, могут восприниматься как нечто философское.... чистое, искреннее... близкое и так далее.... не хочу говорить уже изъезженными словами. Но ведь копировали сначала! Время прошло, открыли свою самость и ее несут по сей день, кто пока здесь мается с нами на Земле. Хотя если продолжать эту тему, те кто открыли СВОЕ что-то, за ними мы уже не замечаем, что они копируют кого-то... ;)))) Но им-то БОЛЬШИМ уж все можно. Хотя все эти поиски копий мира сего занятие не столь благодарное... получаемую в свои уши или душу музыку мы пропускаем так или иначе через себя и начинаем классифицировать – вот это Пятница, хоть и от пятницы там одно слово, это Калинов Мост, хоть от них там одна интонация в одной песне, это ГрОб пусть даже во всех песнях у них такой же надрыв в форме и содержании – но согласитесь у каждого есть что-то свое. Даже просто ЛИЧНОЕ. Почему нельзя что-то взять и развить (пусть даже не сознательно???)!? В науке это везде сплошь и подряд. И причем сознательно. На основе открытий одного чела, делаются открытия другого чела, а на их достижениях третий получает нобелевскую премию из-за смены букв в формуле (грубо говоря). И заслуга каждого из них по отдельности НЕОЦЕНИМА. И в музыке так же может быть. Конечно, не с таким скрупулезным подходом... с ним можно, в "благоприятном" исходе, добиться денег "не долгих". В идеале каждый хочет придумать что-то СВОЕ, но с каждым днем это становится очень трудно. Но все равно каждый вносит свою ПУСТЬ МАЛЕНЬКУЮ частичку, опровержение, уточнение ... в эту формулу мира... А наши Невинские группы!!!??? Что наши Невинномысские?? если группа прожила 5 лет – это динозавры, монстры =) Есть мнения, что прожили так долго!!!, потому что качественно копировали чужое творчество =)))) Тому отчасти виной и культура того места, где живет группа и многое-многое-многое другое. Да средняя продолжительность жизни группы 2 года в Невинномысске (если огрубить). А группе бы пожить больше, стать собой... и увидите вы в ней что-то ее... а пока об этом говорить, что воздух в воздух пускать. Хочется! Как же не хочется? СВОИХ слушать и СВОИМИ восхищаться, но иногда нужно научиться ждать. А сейчас как не прискорбно многие рокеры идут за деньгой. Да рокером сейчас типа модно быть, вот и здесь тоже формируется огромное болото, топнущее само в себе. Противно и не хочется об этом. Все душевное вернется в подполье, скоро, наверное ))) Поэтому предпочитаю слушать молодых малоизвестных музыкантов, молодые малоизвестные группы - в них больше искренности, жизни, чем в тех, кто вышел из леса, простите, сами знаете за чем. P.S. а вообще этот разговор не имеет исхода =))))))))))))))))))))))))))

DenisK@: сейчас плагиат- это популярно и с минимальной затратой сил и средств, дёшево и сердито- так сказать. молодые группы это первый десяток искренних, добротных и индивидуальных творений, а дальше- это уже копировальный аппарат, пусть не точная копия чего-то, но всё же- появляются моменты...

dDENb: Ребят какой Рок, темболее русский, Рок мертв, а умер он в 80х.

ДомУправ: dDENb - это тоже штамп. Возможно он имеет право жить, но от тебя никакого обоснования не услышал =)

Keiser: Здравствуйте Уважаемый ДомУправ! Прежде всего, хочу поблагодарить за тот лестный отзыв, что Вы оставили о моем скромном посте. Относительно того, что наши мэтры рок-музыки изначально копировали с Запада, я об этом уже писал в своем посте, как и то, что музыканты в своих творческих поисках волны прибегать к любым стилям и жанрам, вольны «косить» под кого-то, но, повторюсь, только если это ПОИСК, а не самоцель. Согласитесь, что когда в одной и той же манере исполнения(причем изначально чужой, сворованной) записывается с десяток альбомов, говорить о каком либо поиске не приходится, т.е. налицо сознательное подражание, а искать личность или личное в попугаях дело сомнительное. Вы писали : «Хотя все эти поиски копий мира сего занятие не столь благодарное... получаемую в свои уши или душу музыку мы пропускаем так или иначе через себя и начинаем классифицировать – вот это Пятница, хоть и от пятницы там одно слово, это Калинов Мост, хоть от них там одна интонация в одной песне, это ГрОб пусть даже во всех песнях у них такой же надрыв в форме и содержании – но согласитесь у каждого есть что-то свое». Понимаете, в чем дело, безусловно, что в любом творчестве присутствует элемент индивидуального, проблема в том, что этого индивидуального настолько мало в нашей провинциальной рок-музыке, или же это индивидуальное такое неказистое, что, «пропустив через уши», этот компот ты невольно понимаешь, где здесь Пятница, где Калинов Мост, где ГрОб, а вот где сам автор то и вовсе непонятно. Да, в эпоху постмодерна использование цитат вполне закономерно, в том числе и в музыке, но само это использование должно быть осознанным и узнаваемым, а не слепым набором того что тебе нравится, или что тебе близко. Что касается Вашего сравнения музыки с наукой, то оно мне кажется не совсем уместным. Это абсолютно разные способы познания мира, наука пытается расчленить мир, чтобы понять, как и что в нем работает, в музыке же наоборот происходит единение: музыканта с миром и самим собой, слушателя и музыканта. Поэтому исполнитель должен быть искренним, он должен найти самого себя, как бы банально это не звучало, тогда то и родится Музыка, а не тот Франкенштейн, которого мы видим повсюду. У нас же, в основной своей массе, люди просто пытаются быть как кто-то, увидели интересную группу, собрались и давай «лабать» фактически то же самое, при этом веря, что занимаются творчеством. От того такая куцая рок музыка у нас. Что же касается Невинки, это отдельный разговор. Все наши беды от того, что у нас, почему-то, считается хорошим тоном, поносить последними словами свою малую Родину. Т.е. вместо того, чтобы как-то менять ситуацию, у нас любят голосить о болоте и т.д., забывая при этом, что не место красит человека, а человек место.

DenisK@: Ну началась уже тавтология, ты повторяешься товарисч...

Keiser: Ну наверно потому что не ставил перед собой задачу каждый раз сообщать нечто новое, я просто уточнил свою позицию по некоторым вопросам которые заттронул ДомУправ.

dDENb: ДомУправ пишет: dDENb - это тоже штамп. Возможно он имеет право жить, но от тебя никакого обоснования не услышал =) Оно и не нужно, если человек знаком с творчеством того времени, в силу своих лет я тоже на 100% не могу этого передать, но есть литература, книги, записи, концерты, фильмы, интервью, вот от сюда мои выводы. Сейчас понимание РОка, панк рока, металла и т.д для каждого свое. У нас в стране если послушать народ :кто не играет панк или металл, тот играет эмо, а это полнейший бред.

EmiLion: Кто не играет ... тот эмо)))

DenisK@: EmiLion, ха смешно... *обиделся, ушел плакать*

berendej2008: чувствую,как раз меня то здесь и не хватало.немного о себе поведаю.сочинял я песни почти всегда,то есть с тех пор как начал осознавать что такое песни.конечно в 10 лет я не мог придумать чего-то стоящего(я ж не моцарт).где-то до 20 лет я скрывал от всех что сочиняю песни,но потом меня прорвало.учился в ставрополе,но судьба повернулась так,что на 4 курсе я бросил учебу.в детстве не учился никакой музыке,не ходил в музыкальную школу.когда бросил универ,решил изучить ноты чтобы уметь на них перекладывать свои песни.чтобы их изучить самый простой путь был таков:взять отцовский баян и использовать самоучители,которые лежали у нас дома в качестве макулатуры.когда научился более-менее сносно играть стал сочинять сопровождения для своих песен.и обратился по объявлению о наборе группы.группа оказалась казачьей.в задумках руководителя было клонировать "службу-матушку" сергея попова.но так как кроме меня дурачков не нашлось,то получилась группа с 4 вокалистами и одним баянистом,то есть со мной(степной дозор,может слышал кто).однако мои песни там не покатили,даже с каким-то более-менее казачьим уклоном.однако я конечно благодарен группе за то что у меня появился небольшой опыт работы на сцене и с людьми.потом я благополучно с ней расстался,а они нашли нового баяниста,которая играет на много лучше чем я.в поисках реализации ннашел горшкова у которого записал 2 своих песни(он сводил,играл на гитаре,басе,сочинил электронную партию барабанов,а я пел и играл на своем баяне)но потом у него стало мало времени и я опять искал куда приткнуться.недавно выступал на квартирнике.там спел 10 своих песен.(с баяном)народу понравилось,но сказали еще надо учиться.в числе прочих была песня которая была ближе к фолку(остальное рок)про нее сказали,что она красивая,но плоская.вообщем:я сочиняю рок.играю на баяне.есть пара песен с казачьим уклоном.а еще говорят,что музыка у меня с кавказским акцентом.Я ХОЧУ ВЫСТУПИТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ,ЛИШЬ БЫ ТАМ СОБРАЛСЯ НАРОД КОТОРОМУ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНО.и еще я думаю стоит ли собирать группу или продолжать как единоличный автор?

berendej2008: кстати что значит значок марса,который вдруг ни с того ни ссего высветитлся у меня в углу?

Химера: Это так принадлежность к мужскому полу обозначают!

hemingway: Исходя из истории русский человек всегда получал новую тему для размышления из вне, путем переставления, доработок, додумыувания, мы доводили многие вещи до идеала (космос, оружее, самолёты и т.д) и причем делалось это всегда не одним человеком, а обществом единомышленников работающих не за бабло, а за идею! Это данность нашего РУССКОГО менталитета! ДомУправ очень точно сравнил искуство с наукой, когда нет понятия русский (туркменский, английйский, бурятский, китайский и т.д.) рок. Keiser, извини, но есть такое понятие стиля, есть ответвления в стилях и группы которые эти ответвления создают. Когда-то давно мне в руки попадался журнал где вся существующая, на тот период времени, музыка была представленна в виде дерева, и у этого дерева был один ствол. Каждый когда-то с чего-то что-то содрал. Если бы этого не происходило не было бы развития. Сейчас происходит не придумывание, а использование того, что уже придуманно до нас. Каждое исскуство в конечном счете исчерпывается. Взять в пример Черный квадрат Мадевича - рисунок показывающий точку в живописи. Хотя затем появился Сольвадор Дали, искусство которого повлекло за собой волну его талантливейшего копирования. Не каждому дано сломать эту систему. Возьмём современную рок музыку - по сути всё придумано Джими Хендриксом, который сломал всю систему джазовой, блюзовой и рок-н-рольной музыки и появилось новое, настолько живучее направление как рок и все егог производные. Затем появились Битлз, которые придали, на то время, непонятному новому стилю товарный вид. Каждый учёный, художник, танцор и т.д. пользуется тем, что открыто до него... мы живём в информациооное время. Мы с младенчества копируем своих родителей. Я лично не думаю, что мы остановились в развитии и умеем только сдирать чужое. Даже в нашем маленьком городе, найдётся что-то эксклюзивное, а Россия ОГРОМНАЯ страна. Так, что побольше оптимизма, не стоит так узко мыслить. Нот всего семь, главное, что ты несёшь людям своей музыкой... а остальное может только нравится или не нравится! P.S. Перейду на личности.... Что касается той музыки которую сочиняем мы с группой (SAMSARA), то это просто наболевший вопрос. Это просто то, что исходит из нас, но совершенствуясь мы замечаем перемены. Процесс совершенствования очень трудоёмкий и долгий. Я думаю на этом тему стоит закрыть!

Keiser: Товарищ берендей, продолжайте заниматься, учитесь мастерству, иными словами ищите свой путь на этом поприще, и удачи Вам в этом.

Keiser: Я согласен с тем, что по своей сути Русская культура – культура женственная, она принимает в себя разнообразные формы, однако в итоге превращает эти внешне заимствованные формы, в нечто специфически свое, так было с философией, так было с литературой, так было с классической музыкой, и, в конце концов, с Роком. В 80-е иноземная музыка, которую играли в подпольных условиях, в итоге трансформировалась в то мощное движение, которое называют Русским Роком и о котором принято говорить как о покойнике. О том, что Рок музыка может быть этнокультурной говорит и то, что Русский Рок практически неизвестен на Западе, лишь после крушения железного занавеса к нему недолгое время был интерес, который вскоре иссяк. Это демонстрирует то, что с чисто музыкальной точки зрения наши коллективы сильно уступали свои западным коллегам, а слова мало кого там интересуют, в то время как именно поэтика и смысл (о чем говорил ДомУправ) являлись всегда теми качествами русского рока, за которые его ценили у нас. Я не против того чтобы музыканты использовали в своих творческих поисках различные заимствования, я против того, чтобы заимствования превращались в самоцель, а к сожалению у нас это сплошь и рядом. Во все времена считалось, что на свете нет ничего нового, и также всегда находились люди, которые опровергали эту сытую уверенность, такие, как упомянутый Вами, Хендрикс. Что касается сравнения музыки и науки, мне оно непонятно…наука строится на опровержении предыдущих теорий, потому что два универсальных взгляда на мир ужиться не могут, по крайней мере, в классической науке. Так вот мне непонятно в чем Кобейн опровергает Биттлз, или Ария – Лед Зеппелин? Музыка, на мой взгляд – пространство, в котором, не смотря на ограниченность (7 нот) могут уживаться, не противореча друг-другу, бесконечное количество авторов, в отличие от той же самой науки. Впрочем, даже если и принять это Ваше сравнение науки и музыки, то это не спасает наших местных музыкантов от критики, так как в той же самой науке большое значение имеет эксперимент, наши же музыканты экспериментировать очень не любят. В основном все предпочитают ходить проторенной дорожкой. Поэтому вы очень сильно льстите невинским музыкантам, говоря о том, что среди них есть оригинальные исполнители, впрочем, это не означает, что в Невинке не делают, относительно, качественной музыки, просто есть разница между качественной и оригинальной музыкой. Что касается ограниченности моих взглядов на музыку, то в случае с Невинским роком, это связанно с тем, что у меня нет времени, и желания, как говорят китайцы, «искать черную кошку в темной комнате, тем более, когда её там нет», и не моя в этом вина.



полная версия страницы