Форум » беседы на отвлеченные темы 2 » О двух типах лести. » Ответить

О двух типах лести.

Keiser: Отчего-то у нас, в сетевом, да и не только, общении бытует порочная практика политкорректности, когда дело доходит до обсуждения творчества. Особенно это чувствуется внутри сообщества музыкантов, где почему-то принято хвалить творения друг - друга и совсем не принято ругать, что, на мой взгляд – в последующем сказывается крайне негативно на творческих поисках. Это связано как мне кажется с двумя вещами: 1) бессознательный страх критики в свой адрес (здесь известный древний принцип «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» играет с нами злую шутку). 2) Обстановка с творчеством, скажем, в нашем городе настолько тяжелая что сам факт того что человек или группа товарищей хоть что-то сделали (даже если сделали это неважно) уже достоин похвалы. В первом случае, в соответствии с указанным принципом, неосознанно люди, не желая критики в свой адрес в свою очередь не критикуют других, и начинают не по делу льстить, ожидая лести в ответ (впрочем, и лесть бывает конструктивной, о ней чуть ниже). Выглядит это примерно так: некто, условно назовем его «Вася» записал альбом, как любому, творческому человеку ему хочется поделиться своим творением с общественностью, дабы услышать оценку своему труду (желательно хорошую), что он и делает, выставляя свои записи в Интренете. Васю слушает Петя, который сам тоже музыкант, и тоже собирается в ближайшее время «порадовать» честной народ своими виршами, и размышляет примерно так «Надо Василия похвалить, старался человек, вышло, конечно, не очень, но ведь пиво же вместе пили, да и вообще, вдруг обидится и мои песни обругает», и пишет «Ах Василий, ну талант!» и все в таком духе. И вот Вася, прочитав несколько отзывов о себе любимом от трех таких Петь, вдруг начинает сам себя уважать, тут же появляются мечты о карьере, об стадионах переполненных юными фанатками, кучи деньжишь и прочих стереотипических атрибутах из жизни звезды. Начинает думать «И чего это я такой расталантливый в этой дырище сижу?!», намыливает лыжи и мчит в Москву или Питер, чтобы, осчастливить, наконец, все прогрессивное человечество своим талантом. Но на деле, зачастую выходит все, намного прозаичнее, вместо стадиона с молодками ждут Васю заплеванные бывшие тошниловки которые нонче, после евроремонта именуются клубами, а все от того, что Василию вовремя не сказал тот же самый Пётр: «Васька собачье вымя! Ты чего пургу то гонишь? Ты чего такого тут понаписал (нарисовал, выжег, сплел, спел, сплясал, снял. Нужное, подчеркнуть)?! Ты музыкант или кто? У тебя же талант, а ты…А ну давай работай над техникой над мелодией, поэтикой, и т.д.». Ну а если серьезно, то получается что часто у нас человека хвалят за любую ерунду, какую бы он не написал, и он постепенно начинает верить в то, что его творчество это не ерунда а, как говорят в Одессе «таки вещь!», и начинается самое страшное для любого творческого человека, когда мед лести усыпляет внутреннего критика, и автор начинает некритически подходить к собственному труду. В одном из своих интервью, Егор Летов ныне покойный, отвечая на вопрос о творческом процессе сказал, что после записи очередного альбома, некоторое время ему кажется, что это лучшее что он сделал, затем через некоторое время наступает «отрезвление», появляется чувство неудовлетворенности и опять начинаются творческие поиски. Так вот безосновательная лесть вытесняет из человека чувство неудовлетворенности (а чем более известным становится творец, тем больше лести звучит в его адрес), и вместе с этим он превращается в творческий труп. Однако есть и другой тип лести, встречающийся в природе гораздо реже, побуждающий, и его мы можем увидеть на примере В.Маяковского. Однажды Маяковский, когда он только-только начинал писать, решил поделиться пробными стихами со своим старшим, и более опытным по части поэзии, товарищем Давидом Бурлюком. Разумеется, Владимир Владимирович скрыл свое авторство, и стесняясь, сказал что это написал «один поэт», на что Бурлюк воскликнул «Да это же Вы написали, Вы гениальный поэт!», и в последствии при новых знакомствах представлял его «Мой друг – гениальный поэт Маяковский!», на что Маяковский каждый раз конфузился а Бурлюк на него шипел «Черт Вас дери, теперь пишите, а то представьте в какое неловкое положение вы меня ставите!». Т.е в данном случае лесть, вместе с чувством ответственности выступила в роли побуждающего мотива, и заставила юного поэта отнестись к своему творчеству более серьезно, чтобы соответствовать тому высокому представлению о нем, которое старательно развивал его друг.

Ответов - 9

ДомУправ: хороший сатирический рассказ получился.... ;))) как рассказ читается легко и непринужденно.... но как реальность - не думаю... многое есть.... многого нет... многое люди сами понимают... потому что умеют понимать, многое люди видят, потому что умеют видеть, многое люди ищут, потому что чувствуют недостаточность в найденном, многое люди знают, потому что "ничего не знают"... ;) А так наблюдения, а запечатление этих наблюдений, в сравнении, анализе - это совсем хорошо, афигенная весчь!

Keiser: Спасибо товарищ ДомУправ! Рад что Вам понравилось. Разумеется я далек от любой универсализации, и не склонен считать что все и везде обстоит именно таким образом. Это, как Вы верно заметили, лишь наблюдение, за некоторыми особенностями нашего общения.

DenisK@: гладко пишите, товарищ, у меня сложилось чувство, что у вас тем 20 заготовленно ещё =) спантанности не хватает у вас...


EVELGOOR: В корне не согласен с выше изложеным, по крайней мере что касается Невинномысска, у нас хвалят только тех кто имеет хорошую репутацию в тусовке, так называемых невозбуждающихся((с) Э.Л.) внутри своего ореола обитания стоит тому, кого все хвалят на перебой, плюнуть на тусовку, то на него, тут же выльется поток грязи, у нас ни кто не слушает музыку ни кто не свслушивается в текст у нас есть критерий круто/не круто, так вот круто это то что модно не круто это любое проявление самобытности потому что оно как правило не понятно...

Keiser: Этот текст вчера писался где-то с 00.00 до 1:30 (время разумеется примерное), затем была небольшая правка, и выложил его в указанное в посте время, куда уж спонтаннее? Впрочем можете не верить, дело Ваше.

Keiser: Я уже писал ДомУправу что не претендую на универсальность, и соответственно не утверждаю, что в рок-среде все обстоит только так как описанно в моем посте. Я привел всего лишь один из примеров неконструктивного общения, Вы привели другой пример неконструктивного общения, - когда из-за разногласий с толпой, человека начинают гнобить, это частично видно и здесь, когда вместо конекретных разговоров на тему тему творчества какой-нибудь местной группы, начинается обсуждение личных качеств участников коллектива. Собственно, Ваш коммент не противоречит моем посту, он его скорее дополняет.

EVELGOOR: наверно да но все же если брать конкретно наш город то дело обстоит так как я написал... и пусть со мной многие не согласятся

ДомУправ: EVELGOOR думаю, про всех говорить тоже не стоит, что никто не слушает текста....есть много людей, кто хочет слушать текст...но на концертах он вряд ли слышен... разве, что квартирные концерты меняют положение дел в этом плане, но там в основном все свои.... =)) и там как многим может показаться возникает "лесть". Но опять же повторюсь, надо быть надутым идиотом, чтобы не слушать свой внутренний голос... своё ощущение того, что человек сам делает, даже если летят в его адрес лестные отзывы (не всегда это лесть) и убаюкивают его самомнение. В таком случае, уж если обожжётся, то будет знать в чем дело, и сие будет еще более ценный опыт для самого человека (группы). Но решать на кого ориентироваться и стоит ли вообще это делать человек (группа) решает сам, а иначе это уже будет не Он... а еще одна марионетка, пошедшая на поводу. Самореализация, на то и САМОреализация - реализовать СВОИ творческие желания, СВОИ! P.S. в качестве уточнения, сей пост не полностью посвящён высказыванию evelgoor'a, а только начальные его строки.

EVELGOOR: Я не говорю про всех, я говорю про большинство...



полная версия страницы